Газета «Вятский наблюдатель» определила пять наиболее значимых событий и трендов кировского медиарынка в 2008 году.
Кризис подсушил " Источник "
Одним из самых заметных событий стало появление в Кирове в июне первой бесплатной ежедневной газеты – "Источника новостей". Один из соучредителей газеты Илья Рычков, спустя пару недель после ее запуска, даже поделился опытом с нижегородскими коллегами. Однако уже в октябре ежедневная газета перешла на еженедельный выпуск тиражом 70 тысяч экземпляров, став прямым конкурентом распространяемого по почтовым ящикам "ПРО Города". Илья Рычков объяснил такой вариант развития событий надвигающимся финансовым кризисом , сокращением рекламного рынка, а стало быть, и доходов от газеты.
А в конце осени по офисам стало распространяться еще одно издание того же учредителя ООО "Карат", созданное по образу и подобию "Источника новостей", но рассчитанное уже на деловую аудиторию – еженедельник "Бизнес новости в Кирове".
Бизнес-медиа шагают впереди бизнеса
Кстати, по числу печатных изданий с приставками "Бизнес…" или якобы рассчитанных на бизнес-сообщество, Киров уже в лидерах Приволжского федерального округа. Причем в большинстве это именно доморощенные издания, а не вкладки в федеральные СМИ. Помимо упомянутых уже "Бизнес новостей" в 2008 году появилась на свет "Первая бизнес-газета" (Издатель – рекламное агентство "Макси-медиа"), журнал "Бизнес-класс", пришедший на смену издававшемуся холдингом РНТ-Медиа по франшизе "Кировскому бизнес-журналу". Это не считая издающихся уже не первый год "Навигатора", журналов "Товар-Деньги-Товар", "Меркурий", "Время МБ" (Малого бизнеса) и телепередач на эту же тему. Еще бы вятский бизнес развивался столь же ударными темпами. Впрочем, аналитическими бизнес-изданиями большую часть этих газет и журналов можно назвать с большой натяжкой. Как точно сказал по этому поводу на днях один преуспевающий кировский предприниматель, "мы даем рекламу в эти издания, чтобы видеть в них себя".
Чем город Киров хуже области?
С той же целью – видеть себя героями позитивных репортажей – городские чиновники запланировали в марте 2009 года издавать первую муниципальную газету. И правда, чем городская власть хуже правительства области, у которого и своя газета, и телеканал? В прошлом году изданию прописали концепцию, почти выбрали главного редактора и подобрали часть штата. Да и сам вопрос о том, чтобы издавать муниципальную газету на деньги скудного городского бюджета в кризисном году, решался в последние месяцы 2008-го. Задача перед руководством нового СМИ стоит весьма непростая – довести тираж издания до 12 тысяч экземпляров и в течение пары лет вывести его на самоокупаемость. К тому же новый официальный публикатор мэрии и Кировской гордумы может отобрать средства к существованию у трех нынешних "подрядчиков" в информационной сфере – "Кировской правды", "Вятского края" и "Нашего выбора".
На "Девятке" новые порядки
В 2008 году самой значимой сделкой на медийном рынке Кирова стала июльская смена собственника телекомпании "9 канал" - сетевого партнера СТС. Новый собственник - компания, близкая к "УралХиму" – сразу же поменял директора "девятки". И на смену депутату ОЗС Павлу Сырцеву приехал бывший главный редактор Тюменской телерадиокомпании Игорь Болдырев. В телеэфире серьезных изменений не произошло – разве только информационная политика в отношении прежнего губернатора и его команды стала более "мягкой". Зато радикально сменилось виртуальное лицо телеканала в сети интернет. Оформление и содержание сайта пусть оценивают специалисты в этой сфере. Но статистика говорит пока не в пользу его ребрендинга – из десятки лидеров в статистике посещений "Вятки-на-сети" сайт телеканала моментально очутился во 2-3 десятке. Возможно, новая команда, работающая над сайтом, сумеет наверстать упущенное?
Начало конца?
Столь же скоропостижно, как появились, исчезли с медиарынка газеты "Бульвар новостей" и "Вятская хроника". "Бульвар" был не совсем удачной копией "ПРО Города" и это сравнение неизбежно проигрывал, а потому в своем прежнем виде не привлек большого внимания рекламодателей. "Хроника" же была интересна и доступна лишь узкому кругу ценителей и в основном изобличала в литературно-публицистической форме действующего губернатора и его команду. Николай Шаклеин ушел - исчезла надобность в газете. Подписчикам объявили, что вернут деньги. Возможно, череда закрывшихся медиапроектов продолжится и в 2009 году. Кризис неминуемо скажется на рекламном пироге, питаться которым смогут лишь самые удачливые и профессиональные издания и вещатели.
Олег Прохоренко |