|
НОВОСТИ |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Административный центр Приморского края – Владивосток – самый крупный город Дальневосточного федерального округа и одновременно наиболее информационно насыщенный в регионе. По данным Приморского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, в Приморье зарегистрировано 716 СМИ. Из них 503 – печатных, 12 – информагентств, 201 – электронное. Отдельной статистики по Владивостоку не ведется, но, как заметили в Управлении, половину зарегистрированных можно смело «прописать» в краевой столице.
| Печатные СМИ
В основном рынок печатных СМИ Владивостока сформировался лет десять назад. Сегодня все его сегменты заняты, средний тираж среди газет – 2030 тыс. экземпляров.
Наряду с местными на рынке присутствуют центральные издания с региональными вкладками: «Аргументы и факты», «Труд 7», «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Парламентская газета», «Коммерсантъ», «Жизнь». Выпускается приморский «Московский комсомолец», входящий в пятерку самых тиражных региональных «МК».
В 1987 году на базе типографии областной газеты «Красное знамя» был создан издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс». Сейчас это федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в процессе акционирования. В составе комплекса полная полиграфическая база, здесь печатается около 90% приморских газет, включая собственные издания «Дальпресса» – одноименный рекламный еженедельник (92 полосы, тираж – 180 тыс., распространяется бесплатно), рекламно-информационный журнал «ДальпрессЭкспресс» (16 полос, тираж 10 тыс.) и молодежный журнал «Фишка» (тираж 3 тыс.).
Еженедельник «Дальпресс» – старейшее издание в рекламно-информационном сегменте Владивостока, выходит более 10 лет. Кроме него в этом секторе лидируют еженедельные «Владпресс», «Вечерняя Звезда Владивостока» (выходит с 1997 года, тираж более 100 тыс.), проект московского издательского дома «Из рук в руки».
В городе несколько ежедневных газет. Дольше всех – 16 лет – на рынке работает общественно-политическая – «Владивосток» (тираж от 25 до 40 тыс.). Ее учредителем является «Дальневосточная акционерная информационноиздательская компания «Владивосток-новости», которая выпускает ряд приложений к «Владивостоку», англоязычную интернет-газету "Vladivostok News", еженедельник «7 дней в Приморье» (тираж более 17 тыс.).
Деловые издания в городе представлены еженедельниками «Конкурент» (выходит с 1991 года, тираж 10 тыс.) и «Золотой рог» (выходит с 1992 года, тираж 10 тыс.). Последний – составная часть издательской компании «Золотой рог», объединяющей восемь газет, журнал и альманах. «Во Владивостоке есть издательские дома с более тиражными газетами, но такого количества СМИ нет ни у кого», – заметила заместитель главного редактора «Золотого рога» Лариса Жиронкина.
В 1999 году в приморской столице вышла еженедельная информационноаналитическая газета «Дальневосточные ведомости» (тираж 35 тыс.). По словам ее главного редактора Алексея Распутного, газета похожа на проекты издательского дома «Провинция». «В Хабаровске у «Провинции есть издание, а здесь эту нишу успели занять мы», – сказал он. «Дальневосточные ведомости» входят в ЗАО «ПАРИ» – единственное медиа-объединение Владивостока, включающее в себя как печатные, так и электронные СМИ.
Телевидение
Телерынок Владивостока можно охарактеризовать как динамичный и, по российским меркам, нестандартный. Средние показатели здесь неприменимы – по данным «Видео Интернешнл-Приморье», в 620-тысячном городе работают 15 телеканалов и 10 телекомпаний.
По словам начальника отдела рекламы тихоокеанской гостелерадиокомпании «Приморье» Светланы Огневой, сокращения программ «Приморья» в результате перехода его в статус филиала ВГТРК не произошло. ТГТРК работает на двух каналах – пятом («Россия») с новостными выпусками «Вести-Приморье» и своем, шестом, с художественными фильмами и собственными программами.
С 1998 года свою историю ведет краевое ОТП («Общественное телевидение Приморья»). Потенциальная аудитория – 80% населения. Объем местного вещания – 100%. Более половины эфирного времени занимают программы собственного производства.
В 1996 году как самостоятельная организация была образована одна из частных телекомпаний Владивостока «Лица – 23». С 1998 года она является сетевым партнером ТВЦ. Работает в режиме круглосуточного вещания. «Мы рекордсмены во Владивостоке по количеству собственных программ. Сегодня их у нас 26», – говорит главный редактор телеканала Владимир Исаков.
Кроме ТВЦ и «России», местное вещание в той или иной степени представлено на каналах «СТС», «ТНТ», «ТВ3», «ДТВViasat», «НТВ», «МузТВ», RenTV, MTV. Характерно и объединение в холдинги. Например, сетевым партнером MTV, «НТВ» и «ТНТ» является компания «Приморская Медиа Группа 7», которая, к тому же, ретранслирует «Русское Радио» и «Динамит FM».
Радио
Во Владивостоке вещают около 13 радиостанций. Из них сетевые – «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Динамит FM», «Европа Плюс», MAXIMUM, «Авторадио». Автономные – «Владивосток» (первая коммерческая радиостанция, в настоящее время вещание прекращено), «VBC» (существует с 1993 года, до 70% дневного эфира занимает музыка), «Лемма» (существует с 1996 года, делает ставку на слушателя старше 25 лет), «Студия О’кей», New Wave – «Новая Волна» (в эфире с 1995 года, в 2001м ТРК «Новая Волна» получила лицензию на вещание радиостанции «Европа плюс»).
В прошлом году, согласно исследованиям TNS Gallup Media, в лидеры по объему аудитории вышло радио «Лемма». Станция вещает во Владивостоке и Приморском крае, имеет сеть специальных корреспондентов в крупнейших приморских населенных пунктах. Информационная составляющая эфира, кроме тематических передач, более 20 ежедневных выпусков новостей с 7 до 20 часов. «Особенность радиорынка Владивостока в том, что представлено много радиостанций и растет число «сетевиков», – говорит директор «Леммы» Елена Руденко. – Наблюдается тенденция к созданию холдингов. Среди радиостанций мы единственные, кто живет в одиночку».
«Если не считать закрытия одной станции и ухудшения положения еще нескольких, радиорынок Приморья за время нашего существования не изменился. Постепенно он становится профессиональнее, стремится в сторону форматности», – сказал директор «Авторадио-Владивосток» Александр Карпенко. Радиостанция работает в эфире Приморья с 2003 года. По словам директора, конкурентов у нее нет, поскольку она единственная, кто вещает в специфичном для Владивостока нижнем диапазоне. «Авторадио-Владивосток» входит в ЗАО «ПАРИ» (газеты «Московский комсомолец во Владивостоке», «Приморские ведомости»). В феврале «ПАРИ» выиграло конкурс на ретрансляцию «Радио «Культура». Ориентировочно оно появится в эфире Владивостока ближайшей осенью. «При соединении современного менеджмента и нормальной государственной политики должен получиться хороший коммерческий проект», – оценил перспективу Александр Карпенко.
Рекламный рынок
На состоянии и развитии приморского медиарекламного рынка сказывается переизбыток средств массовой информации. С точки зрения СМИ, вынужденных выживать в условиях конкуренции, он достаточно ограничен.
В печатном секторе рекламодатели предпочитают традиционные, устоявшиеся СМИ. Например, в еженедельнике «Дальпресс» на первых 24 полосах стабильно рекламируются фирмы, специализирующиеся на недвижимости, на вторых 16-ти – автомобильный бизнес.
По словам генерального директора компании «Владивосток-новости» Сергея Булаха, объем печатной рекламы во Владивостоке, по разным оценкам, составляет от $2 до 17 млн в год. Причина такой разницы в том, что каждый высчитывает его посвоему, рекламные бюджеты СМИ не декларируются. «Думаю, реальный объем – в пределах $89 миллионов», резюмирует гн Булах.
Приблизительный объем радиорекламы – $56 млн. Наличие 13-ти радиостанций сужает возможности рекламного рынка и заставляет игроков жить с оглядкой друг на друга. «В ценообразовании радио «Лемма» придерживается политики анализа внешней среды, в том числе действий конкурентов», – сказала Елена Руденко.
По данным «Видео Интернешнл-Приморье», объем рынка телерекламы Владивостока в прошлом году исчислялся примерно $10 млн. При этом его ежегодный рост составляет 1015%.
Директор «Авторадио-Владивосток» считает, что рекламодатель предпочитает обращаться в электронные СМИ, поскольку постепенно проходит бум на наружную рекламу. Иное мнение у Сергея Булаха: «Тенденция последних двух лет – существенное перераспределение рекламных бюджетов компаний в наружную рекламу. Это имеет объективные причины, а также связано с тем, что наружная реклама стала способом зарабатывания денег для власть предержащих».
По словам заместителя генерального директора компании «Консул Media» Андрея Безносенко, рынок наружной рекламы Владивостока держат дватри основных игрока, над изготовлением «наружки» работают примерно 70 агентств, из которых около 10 крупных. Преимущественно в городе используются щиты 3 х 6 и растяжки. В 2004 году здесь насчитывалось более 1000 поверхностей щитов 3 х 6. Основная черта этого рынка – его загруженность. Хороших свободных мест для установки носителей практически не осталось.
Петр Самойленко,исполняющий обязанностируководителя Приморскогоуправления Федеральной службы по надзору за соблюдениемзаконодательствав сфере массовых коммуникацийи охране культурного наследия
– Какие СМИ чаще всего регистрируются во Владивостоке и Приморском крае?
– По большей части печатные, примерно две трети от общего числа.
– Сталкивается ли ваше управление с проблемой «мертвых душ»?
– Конечно, это проблема всей страны, где доля невыходящих СМИ составляет от 20%30%. У нас она несколько ниже общероссийских показателей – около 20%.
– Как оцениваете медиарынок Приморского края?
– На Дальнем Востоке он самый насыщенный и динамичный. По количеству средств массовой информации Владивостоку проигрывает даже столица федерального округа – Хабаровск, причем более чем в два раза. Если говорить о тематике, то тут есть проблема «сползания» в желтизну». Журналисты гонятся за темами, которые потребны населению. Примером может служить региональный выпуск газеты «Жизнь», который основательно потеснил местные газеты такой направленности, потерявшие часть тиражей. Потери каждого, возможно, незначительны, но «Жизнь» в общей сложности получила существенный процент этого сегмента рынка.
– Сказывается ли на рынке СМИ особенность края как приграничной территории?
– Безусловно. Существует ряд газет с долей иностранных учредителей, как правило, это совместные предприятия. Есть СМИ, которые издаются для иностранцев, на иностранном языке. К примеру, газета «Восточный мост», которую издает представитель КНР – ныне гражданин России, газета «Корё синмун» («Корейская газета»), учрежденная Национальнокультурной автономией корейцев города Уссурийска.
– Рекламный потенциал Приморья позволяет местным средствам массовой информации быть самоокупаемыми?
– Практически, как и в любом регионе, нет. Большинство СМИ либо имеют устойчивые отношения с какимито бизнесструктурами, либо живут благодаря договорам об информационном обслуживании с органами власти. И это при том, что Приморский край, в общемто, богатый регион…
– Политические коллизии сказались на развитии средств массовой информации?
– Да. Бывает, СМИ закрываются. Но дело не в административном давлении. Просто существовала политическая сила, которая вкладывала деньги в то или иное СМИ, потом сила уходила с политической сцены, финансирование прекращалось, и несамодостаточное средство массовой информации исчезало. Но такие ситуации, полагаю, есть в любом регионе.
Сергей Булах, генеральный директор ЗАО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-новости»
– «Владивосток-новости» активно сотрудничает с иностранными СМИ. В чем это выражается?
– Мы организуем совместные журналистские экспедиции, результатами которых являются не только газетные публикации, но и издание книг. В частности, уже 13 лет работаем с одной из крупнейших префектурных газет Японии «Хоккайдо симбун». До марта этого года происходили еженедельные обмены информацией, в Японии выходило виртуальное издание «Новости российского Дальнего Востока». Сейчас японская сторона приостановила его выпуск, но информационный обмен продолжается. Такая же схема сотрудничества с «Ниигата Ниппо» (префектура Ниигата). В апреле заключили договор с южнокорейской «Кангвон Ильбо». Помимо этого, у нас есть интернетресурс, созданный в партнерстве с американской «Ньюс трибьюн».
– Для региональных СМИ сотрудничество с зарубежными инвесторами перспективно?
– Да. Региональные СМИ, которые не собираются зависеть от московских финансовопромышленных групп, скорее всего, будут искать именно зарубежных партнеров.
– Центральные издания с региональными вкладками – серьезные конкуренты для вашей ежедневной газеты «Владивосток»?
– Конкуренции, как таковой, нет. Объективно Москва далеко, и читатель, пока, к счастью, предпочитает местную информацию. К тому же местные вкладки центральных изданий жестко структурированы, не всегда учитывают изменения на региональном рынке. Единственные, кого можно отметить – «Комсомольская правда во Владивостоке». Но это не конкурент, а скорее партнер, потому что мы – общественнополитическая газета, а «Комсомолка» сегодня достаточно «желтая».
– Почему у компании «Владивосток-новости» нет собственной типографии?
- Оперативная полиграфия у нас есть, а содержать типографию только для производства собственных тиражей невыгодно по ряду причин. Такое оборудование окупается за пятьдевять лет, банковские кредиты под него брать нереально, потому что проценты по ставкам «съедят» всю прибыль, лизингозамещающие технологии работают только на оборудовании стоимостью до 30 тысяч долларов, а серьезная ролевая машина стоит 270-350 тысяч. В итоге нужно либо искать частных партнеров, либо связываться с партнерами «за кордоном» и использовать возможности оборудования секонд-хенд.
Светлана САЛТАНОВА
Источник: Новости СМИ |
|
- |
![]() |
![]() |
|
|