НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


19.11.2009    Виталий ДОБРУСИН: «Понятие «независимая телекомпания» ушло в прошлое и вернется не скоро»
Виталий ДОБРУСИН: «Понятие «независимая телекомпания» ушло в прошлое и вернется не скоро»

В 1992 году в Самаре была основана одна из первых независимых телекомпаний региона - «РИО». О том, во что трансформировалась независимость 90-х и что ожидает региональное телевидение в «цифровом» будущем, агентству Expedition Media рассказал Виталий ДОБРУСИН, президент ОАО «Телерадиокомпания РИО».

 

Справка:

  • Добрусин Виталий Аркадьевич, президент, совладелец, один из основателей телекомпании «РИО», журналист, автор и продюсер телепрограмм
  • Родился в 1957 г. в г. Чкалове (Оренбурге)
  • Окончил филологический факультет педагогического института
  • На телевидении с 1981 года. Работал на ГТРК «Самара» журналистом, старшим редактором, главным редактором (1981-1992 гг.). Генеральный директор (1992-1996 гг.)
  • С 1996 г. - президент ОАО «Телерадиокомпания «РИО»
  • Член Академии Российского телевидения и Союза писателей России

 

- Виталий Аркадьевич, что сегодня представляет собой «РИО» по географии вещания и эфирному наполнению?

- «РИО» - это областной телеканал. Благодаря собственным передатчикам мы имеем самую большую зону вещания среди самарских негосударственных телеканалов, включающую основные города региона – Самару, Тольятти, Сызрань.

Целевая аудитория канала 4+. Основу эфира составляют программы московского телеканала «ДТВ - VIASAТ». Кроме того, мы являемся производящей компанией, которая создает достаточно большое количество контента. Ежедневный объем собственного вещания – около четырех часов. Это выпуски новостей и программы практически всех телевизионных жанров - ток-шоу, документальные фильмы, видеофильмы, различные варианты аналитических передач, интервью и так далее.

- Программы исключительно свои?

- Большинство производим сами, но работаем и с партнерами – продакшн-студией Правительства Самарской области, телеканалом «Губерния». Кроме того, у нас есть собственная продакшн-студия, которая уже четыре года выпускает документальный сериал «Самарские судьбы» - фильмы о выдающихся людях, чьи биографии в разное время были связаны с Самарской губернией. Вышло около 200 фильмов, сериал стал лауреатом многочисленных всероссийских и международных конкурсов, только за последний год получил 30 различных наград. Проект рейтинговый, совершенно непривычный для регионального телеканала, над ним работают высококлассные режиссеры, сценаристы.

Я привел этот пример, чтобы показать, что мы производим действительно качественный продукт и считаем, что в этом смысле региональные телекомпании при грамотном распределении сил могут конкурировать с федеральными каналами.

- Есть ли у вас необходимость в приобретении контента? В 2005-м компания начинала сотрудничество с Национальным телевизионным синдикатом. Оно продолжается?

- Нет, не продолжается. Мы работали с НТС до тех пор, пока надеялись, что он будет предлагать продукт высокого класса. Мы заключали договор на эксклюзивное получение программ, но эти же программы начали появляться на дружеских самарских каналах. Кроме того, с приходом нового руководства НТС выставил достаточно жесткие финансовые условия. Если сначала оплата за контент комбинировалась с бартером, то есть с размещением в нашем эфире рекламы по заказу НТС, то потом синдикат перешел на жесткий финансовый алгоритм. Цифры, которые нам предъявили, мы посчитали неоправданными.

- Вы всегда работали с телесетями. Сетевое партнерство – это идеальный вариант для региональной телекомпании?

- К сожалению, на сегодняшний день я знаю лишь несколько примеров по стране, когда региональная телекомпания пошла на полное самопрограммирование. Это должен быть канал устоявшийся, существующий много лет, работающий в метровом диапазоне, и все равно он будет испытывать большие трудности.

Сейчас, как и в 90-х годах, наиболее оптимальным алгоритмом для региональных телекомпаний остается сотрудничество с сетевыми каналами. Не с федеральными, которые фактически не приемлют существование региональных окон, а именно с сетевыми, понимающими, что партнер в регионе может помогать привлекать рекламу и влиять на формирование рейтинга и имиджа канала.

Впрочем, переход на цифровое телевидение, скорее всего, изменит привычные схемы. Сети, получив такую возможность, будут стремиться к собственным частотам, а их региональным партнерам предстоит задуматься о самопрограммировании.

- В начале 90-х «РИО» была одной из первых независимых телекомпаний в России. Что с независимостью сейчас?

- Я считаю, что сегодня понятие «независимая телекомпания» и в целом «независимое СМИ» ушло в прошлое и вернется не скоро.

Мы стартовали в 1992-1993 годах, когда работал полноценный закон о средствах массовой информации, СМИ имели значительные льготы по прибыли и по налогам. Это дало возможность подняться - стать областным телеканалом, построить собственное здание, купить современное оборудование.

В середине 90-х правительство начало принимать решения, усугубляющие существование СМИ. Все прежние привилегии были уничтожены, и сейчас Россия – одна из немногих стран, где у СМИ нет никаких льгот.

Конечно, легче всего сказать, что мы зависим только от телезрителя. На самом деле нынешняя ситуация такова, что без поддержки различных бюджетов – областных или муниципальных региональная телекомпания выжить не сможет. Телевидение – дорогая игрушка. Нам, к примеру, просто для существования ежемесячно необходимо семь-восемь миллионов рублей. Только на рекламе таких денег не заработать. Поэтому 50% наших доходов – это победы в различных тендерах, информационное обслуживание, выпуск программ по заказу Правительства области, мэрии Самары, по договору с губернской Думой.

- Верно ли, что в этом году канал получил статус губернского?

- Пока это номинальное название и в большей степени - направление движения с учетом того, что мы своим вещанием уже покрываем до 100 процентов населения области, стремимся перейти на самопрограммирование и действительно стать каналом для всей губернии.

- Что нужно для такого статуса официально?

- Менять лицензии, корректировать и выставлять на Федеральную конкурсную комиссию концепцию вещания. Процесс достаточно сложный, но неизбежный, если с приходом цифрового телевидения мы хотим развиваться дальше. Если канал войдет в какой-то из мультиплексов, нам предстоит вещать круглосуточно. А значит, нужно будет обсуждать свою эфирную сетку, в рамках которой можно уже официально заявить о себе как о губернском канале.

- Сколько в Самаре эфирных телеканалов? Есть ли потенциал для появления новых?

- 15 каналов. В последние годы всякое движение в этом направлении заморожено, частоты, которые еще могут использоваться, находятся в собственности у военных. Поэтому давно объявлено, что новых частот в Самаре не существует.

- Как оцениваете сегодняшнее состояние самарского рекламного рынка, в том числе рынка рекламы на ТВ?

- В последний год Самарская область оказалась в депрессивном состоянии. Не секрет, что Автоваз был для нее бюджетообразующим предприятием, поэтому ситуация с ним повлияла и на общее положение дел в регионе. Падение доходной части бюджета, угроза огромной безработицы - все это создает соответствующую атмосферу и не может не сказаться на рекламном рынке. Он тоже не в лучшем состоянии. Новые игроки, которые были готовы прийти в регион с инвестициями, сегодня выжидают, в том числе с рекламой.

Объем телевизионного рынка сократился. На сколько, точно сказать сложно. Я думаю, что за 2009 год в регионе - не меньше чем на 15-20 процентов.

- Как эта ситуация отразилась на рекламных доходах канала?

- Естественно, стало сложнее работать с рекламодателями. Кого-то из них мы потеряли и с учетом кризиса, и с учетом того, что рейтинги региональных телеканалов падают по сравнению с федеральными. Но в целом цифры наших рекламных доходов сохранились, никаких принципиальных изменений не произошло. Наверное, потому, что нам удается выстраивать отношения с заказчиками и делать рекламу максимально эффективной.

- Эфир пострадал от кризиса?

- Сетка вещания практически не изменилась, не сократилась. Мы постарались сохранить все проекты и даже усилили свою творческую часть за счет информационного направления. С октября новости на канале стали выходить три раза в день полноценными выпусками. Были запущены аналитические программы. Продолжается сериал «Самарские судьбы». Очень популярно футбольное ток-шоу в прямом эфире «Южная трибуна».

- На Ваш взгляд, не сделают ли кризисные явления региональный телевизионный рынок менее «прозрачным» и менее изучаемым?

- Я вообще очень пессимистично смотрю на перспективы регионального телевидения. Полагаю, что через несколько лет регионального телевидения не будет или будет, но в таком сокращенном виде, что его только сумасшедший назовет региональным телевидением.

- И что вместо?

- Думаю, останутся только федеральные и сетевые телеканалы, работающие без региональных окон.

- А «РИО»?

- Если удастся реализовать проект с названием губернский телеканал, то мы выйдем на принципиально новый уровень с вещанием в цифровом режиме на одном из мультиплексов. Если не удастся, в первую очередь в силу финансовых или юридических причин, то пойдем в кабель или останемся продакшн-студией, производящей телевизионный контент.

Светлана Салтанова

© 2009 "Экспедишн"

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.